Почему именно стратегии?
Потому , что это наш любимый жанр. Почему именно 97-й? На
этот вопрос есть как минимум три взаимодополняющих ответа.
Во - первых, в отличие от торопыжек-журналистов, не будем
гнаться за недостижимым завтра: мы, обычные геймеры, люди,
не сделавшие ещё любимое развлечение своей главной профессией,
по-прежнему режемся в игры 98-99 гг., а то и более древние
. я лично даже сейчас, пройдя от и до "Возрождение Эрафии",
иногда запускаю "Heroes of Might & Magic . 2"
(и не думаю, что кто-нибудь из ветеранов, понимающих о чём
идёт речь, меня осудит). Во-вторых, уж очень урожайным на
стратегии выдался 1997-й . игрушки шли сплошным валом, не
давая опомниться. Наконец, в-третьих, наш жанр в 97-м ещё
не был замутнён всякими там "action . элементами",
которые позже, сделавшись для многих разработчиков самоцелью,
начали настырно внедряться чуть ли не в каждую стратегию,
зачастую превращая их в банальные стрелялки . догонялки "с
возможностью менеджмента". Но хватит прелюдий . к делу.
Начну
с обиженных . Незаслуженно забыта "War, Inc" от
"Optik Studios" / "Interactive Magic".
Да, одна из причин забвения понятна - "Корпорация"
принципиально требует DOS, порой побуждая W95 - пользователя
кидаться в режим эмуляции, но неужели наши геймеры разучились
маневрировать по старому доброму Norton Commander'у?!
В конце концов, поставьте W98 (тут уж все DOS.овские программы
обретают второе дыхание). Если у вас не очень мощное "железо",
работающее под DOS'ом, если вам стратегические возможности
игры дороже современных технологических "наворотов",
то советую найти "War, Inc" - не пожалеете!
Что интересного может предложить игра из 1997-го?
До сих пор нет более удачной попытки совместить в одной игре
все стратегические аспекты (с некоторым, правда, преобладанием
RTS - элемента), чем это получилось у разработчиков из "Optik".
Итак, вам предлагают поруководить военной корпорацией, "переживающей
не самые лучшие времена" (цитирую). Из вашего виртуального
офиса вы с помощью компьютеров можете покупать - продавать
акции на фондовой бирже, узнавать по "GLOBA - LINK"
о появлении заказов на ваши услуги, наконец, можете (очень,
надо сказать, приятная возможность!) заглянуть в собственное
конструкторское бюро, чтобы проконтролировать разработку новейшей
боевой техники. Но постоянно вы должны учитывать два фактора
- во-первых, средства, которыми вы в данный момент располагаете;
во-вторых, время: недаром в вашем офисе на самом видном месте
установлены электронные часы; заиграетесь на бирже или потратите
лишнее время на доработку юнитов - потеряете выгодный заказ!
Один упущенный заказ - не проблема (мне лично понравилось,
что вас, с одной стороны, никто не обязывает проходить все
миссии - вы сами себе хозяин; с другой стороны, вы можете
выбирать миссии по своему политическому вкусу - ведь действие
разворачивается в недалёком будущем - не будем выполнять заказ
распоясавшихся чеченских террористов, лучше возьмём подряд
на охрану горнодобывающего комплекса в Антарктиде), но две
подряд упущенные возможности подзаработать - ущерб престижу
фирмы, можете получить от председателя совета директоров факс
с предложением уйти ("охрана проводит Вас до выхода").
В боевом режиме "War, Inc" - типичная
RTS, но с двумя существенными отличиями.
Во-первых, забудьте про победы числом, а не умением - никаких
денег не хватит! Вы должны не просто выполнить задание или
какую-либо из его частей (да, и такая возможность есть!),
но и сделать это с максимальной экономической эффективностью.
Во-вторых, вы используете созданную вами боевую технику (если,
конечно, вы об этом заранее позаботились) против противника,
вооружённого стандартными боевыми единицами, - хорошая возможность
проверить ваши конструкторские способности. Кстати, типов
корпусов, двигателей (всё это, разумеется, имеет по несколько
технических характеристик и различную стоимость) , энергетических
установок, артиллерии, брони etc. в игре много. Не забудьте
позаботиться, например, об авиации - моим танкам и пехоте
не раз в трудную минуту помогали пара - тройка штурмовых вертолётов.
Вообще, говорить про "War, Inc" можно много, но,
думаю, потенциальные любители этой игры уже рыщут в её поисках,
бросив чтение. Для оставшихся - пара отрицательных критических
замечаний об игре: чуточку наивная DOS'овская графика (конечно,
классическое 2 D, никаких анимированных портретов, векторных
моделей и прочей роскоши), однообразная, хотя и бодренькая,
музыка и т.д.; понятно, что RTS-98 . "StarCraft"
- вам (да и мне тоже) милее, но... Если вас вдруг охватит
ностальгия по хорошим DOS'овским играм, если захочется поиграть
в истинно стратегическую игру - вспомните про "War, Inc"!
Другой
игре - "INCUBATION: Time Is Running Out" ("Blue
Byte") - повезло чуть больше: о ней писали когда-то в
"Домашнем компьютере" (один . два абзаца, не больше,
- тогда "ДК" ещё за лишними подписчиками особо не
гонялся и на игры много печатной площади не тратил), упоминали
и в других отечественных изданиях с компьютерной тематикой,
но в рейтингах читательских симпатий "Инкубации"
обосноваться не удалось.
А жаль! Хотите сыграть с компьютером в своеобразные
трёхмерные шахматы? В полном 3 D, с анимированными фигурами,
со звуковыми эффектами, с возможностью снаряжать своих "пешек"?
Поиграйте в "Incubation"!
"Incubation" выполнена на "движке"
"Extreme Vision" от игры "Extreme Assault"
(это название наверняка знакомо всем любителям аркад и ценителям
виртуальной вертолётной техники); характерная особенность:
при наличии очень симпатичной графики и возможности просматривать
игровое поле сверху, в нескольких изометрических проекциях
и даже с видом "из глаз" игра, тем не менее, имеет
скромные системные требования (P 90, 16 Mb RAM) и может обходиться
без 3 D . ускорителя, хотя и поддерживает соответствующий
режим. Это, пожалуй, последняя игрушка столь высокого качества,
в которой её создатели не поленились должным образом обеспечить
софтверную поддержку графики. Теперь, увы, среди разработчиков
стало модным изначально надеяться на наличие 3 D - акселератора
в вашей системе .
А сейчас я, наверное, сильно обижу всех поклонников
стратегического "сериала" "X-COM". Вышедший
в конце июня 1997-го "X-COM: Apocalypse" (или, попросту,
X-COM 3) от "MicroProse" - тоже, как и "Инкубация",
походовая стратегия (правда, с возможностью real-time), но
только...похуже! Понимаете, я лично тоже никогда не ставлю
качество графики и звука в игре выше стратегического элемента.
Но первое, помоему, хотя бы не должно мешать последнему. "X-COM
3" - типичный представитель (и, видимо, последний) старинных
"походовиков". Грубо нарисованные карты, по которым
передвигаются, громко стуча колченогими конечностями, нелепые
фигурки X-COMовцев, запутанный интерфейс...
Новичкам такую игру не порекомендуешь. Недаром
следующие игры серии "X-COM" дальше и дальше отходят
от стратегического жанра; впрочем, вряд ли это им поможет
- по-моему, сериал уже выдохся.
Теперь
- wargame. Здесь - без вариантов: думаю, что любой игравший
в "Sid Meier's Gettysburg!" (" Firaxis"/"Electronic
Arts") смело назовёт эту программу лучшей "войнушкой"
1997-го. Вообще-то, истинные гурманы, ценители "настоящих"
(сиречь настольных) wargames сказали бы "попса",
но они и не стали бы разыгрывать военные кампании на компьютере.
"Sid Meier's Gettysburg!" изначально рассчитан на
то, чтобы удовлетворить запросы большого количества игроков,
а не только, прямо скажем, немногочисленных заядлых поклонников
"классических" батальных игр. В творении Сида Мейера
вы найдёте не только со скрупулёзной тщательностью воссозданную
историческую реальность США времён Гражданской войны 1861-65
гг., известных военачальников с их личностными характеристиками,
армии с достоверной численностью войск, но и азарт, увы, несвойственный
классике этого поджанра стратегий в целом.
"Sid Meier's Gettysburg!" имеет два
уровня планирования - собственно стратегический и тактический.
Игрок, разработав план кампании, воплощает его в жизнь в конкретных
сражениях. Это тоже выделяет "Sid Meier's Gettysburg!"
из общего ряда похожих друг на друга игр.
Наконец, поговорим о самом, пожалуй, популярном
поджанре стратегий - об RTS ("War, inc", с которой
мы начали, не в счёт - ей-то, бедной, известностью похвалиться
трудно; да и не RTS это, а, скорее, глобальная стратегия).
В 1997 году на нас обрушилась лавина игр, идущих в реальном
времени; сразу предупреждаю, что обсуждение их - тема для
отдельного разговора (который и воспоследует, буде посетители
сайта того пожелают). Посудите сами: "Age of Empires",
"Beasts & Bumpkins", "Dark Reign",
"Dungeon Keeper", "Enemy Nations", "KKnD"
и набор дополнительных миссий к нему, "Myth", "Outpost
2", "Total Annigilation", отечественная серия
игр "Противостояние... Это только самые лучшие представители
поджанра! Каждая из перечисленных игр имеет свою "изюминку",
благодаря чему все они ещё держатся в различных хит-парадах.
Хочу сказать по несколько слов только о лучших из лучших.
Самая
народная RTS - 97? Конечно, "Total Annigilation"
от "CaveDog Entertainment"/ "GT Interactive"!
Не верите - посмотрите в любой, даже самый современный, рейтинг
популярности. Но хвалить, однако, не буду: купившие этот диск
(или диски - были ведь и дополнительные миссии) игроки и без
меня всё знают , а остальным приобретать "Total Annigilation"
я не советую - ничего нового вы в "TA" не найдёте.
3 D - юнитами на псевдотрёхмерном рельефе местности сейчас
поклонников высоких технологий не удивишь: им теперь и играми
следующего поколения - стратегиями реального времени с видом
"из глаз" не больно-то легко угодить; хвалёное многообразие
(около 150 видов подразделений в исходной версии игры) ныне
у геймеров не в чести - одни полюбили играть в 3 D - стратегии,
а других покорил "StarCraft" c его относительно
немногочисленными, но зато характерными и неповторяющимися
боевыми единицами; наконец, собственно стратегии вы в "Total
Annigilation" не почувствуете: главное правило здесь
- брать числом.
А
вот, казалось бы, более простенький "Dark Reign"
("Activision") имеет одну особенность, которая и
сейчас выделяет его из общего RTS-ряда. В нём реализован принцип
более глубокого управления "армией", чем "выделил
мышкой своих - кликнул на врага". Вы можете играть, конечно,
и по этой схеме, но приятно, что есть возможность отрегулировать,
например, степень агрессивности или самостоятельности любого
юнита, отдать ему приказ, скажем, разведать местность, уклоняясь
от боя, или, наоборот, искать и уничтожать все единицы противника.
Очень хорош и сюжет в "Dark Reign".
Во всяком случае, хроники, вынесенные в отдельный пункт меню,
- дополнительное удовольствие, интересная книга в придачу
к игре. Оригинальная идея - вы просто пытаетесь переиграть
разные моменты истории (каждый раз вы можете выбирать сторону,
за которую воюете); после каждой миссии вам сообщают не только
ваши результаты, но и то, что было "на самом деле".
Всё остальное - классическая RTS.
Ещё одна интересная игра - "KKnD" от
"Beam Software" (а также набор дополнительных миссий
"KKnD Xtreme", вышедший осенью 1997-го). В этой
RTS есть всего одна, но яркая особенность - стремительность
игры. Это, в общем-то, и не стратегия, а своеобразный тактический
симулятор. Так, в 4-й миссии основной части игры вам даже
не придётся позаниматься строительством базы: необходимо собрать
все имеющиеся в нали чии силы в кулак и молниеносным марш-броском
выполнить боевую задачу - спасти разведчика, блуждающего по
вражеской территории. Аскетизм (недоброжелатели могут заменить
это слово на "убогость" ) сюжета, графики и озвучки
в "KKnD" с лихвой компенсируется тактическими возможностями
игры. Вы выступаете в роли полевого командира, который в условиях
непрекращающейся кровавой бойни должен принять в каждой ситуации
правильное решение. Приведу ещё один пример. Вам поручено
уничтожить нефтедобывающие предприятия противника, пока он
не подтянул в указанный район основные силы. Вы можете, потратив
время, людей и технику на ликвидацию сторожевых вышек, дождаться
того, что окажетесь в окружении, но можете и просто решить
задачу - игнорируя посты врага, стремительно врываетесь к
нему на базу и, взорвав буровые, ретируетесь до подхода неприятеля.
На
другом полюсе RTS - "Age of Empires" ("Microsoft").
Неторопливая (относительно, конечно) стратегия с историческим
сюжетом (развитие человеческого общества), с богатыми "научными"
возможностями, с экономическим элементом (в "Age of Empires"
много "мирных" юнитов - охотников, собирателей etc.;
к сожалению , они внешне полностью схожи и слишком легко могут
менять квалификацию). Единственный сколько-нибудь большой
сюжетный недостаток . ограниченный несколькими веками временной
отрезок . легко компенсируется дополнительной покупкой "Age
of Empires - 2". Игра имеет приличный внешний вид, неплохо
озвучена и замечательно чувствует себя под W95 (оно и понятно).
Вот такие прекрасные игры были у нас в 1997 году.
Много было и "бабочек -однодневок", игр с одним
предназначением - собрать деньги у геймеров, но их мы давно
забыли, а к понравившимся дискам, соскучившись, снова и снова
обращаемся, когда выдаётся свободная минута.